SinoExport
контакты компании SinoExport




Бизнес в Китае

пособие для начинающих



13. Китайская логистика

Как же популярен сегодня термин логистические операции. Но далеко не все знают, что под ним скрывается. Собственно и я не стану на нем заморачиваться. Скажу лишь только, что логистика включает в себя процесс управления запасами, транспортировки, складирования, упаковки, хранения товаров. И каждый из этих пунктов влияет на конечную цену товара. В среднем затраты на логистику составляют 25-35% в структуре цены на китайские товары.

Как это коснется вас? Напрямую. Чем выше логистический сервис, тем выше стоимость импортируемого товара. Чем ниже, тем соответственно и расходов меньше, а заодно и сроки доставки выше, и больше количество брака при транспортировке (повреждение товаров при хранении и дистрибуции превышает 2%).

Для такой страны как Китай логистика должна значить много. Однако не обольщайтесь. Несмотря на то, что логистика в Китае признана одной из наиболее перспективных отраслей, пока еще логистический рынок Поднебесной отстает от мировых стандартов и технологий. Построение логистических сетей, внедрение современных технологий и сама система дистрибуции и управления запасами в Китае низкоэффективна.

Китайская транспортная инфраструктура тоже оставляет желать лучшего. Несмотря на огромные инвестиции в расширение инфраструктуры, перегрузочные мощности увеличиваются непропорционально быстрорастущему спросу на перевалку грузов.

И все же динамика роста транспортно-логистических услуг Китая впечатляет. С приходом на китайский рынок международных компаний вырос объем внешней торговли, растет и внутреннее потребление, расширяется производство и Китай, превращается в «мировую фабрику», требующую интенсивного вывоза готовой продукции на глобальные рынки.

Доставка

Существует огромное количество маршрутов (географических) и способов доставки. Для любого товара нужно выбрать свой - оптимальный по времени, стоимости и надёжности. Начиная работать с Китаем, мы сталкиваемся с проблемой выбора компании, которая будет доставлять и способа транспортировки.

России отчасти повезло - у нее есть с Китаем общая граница. Обе страны имеют выход к морю. То есть российские бизнесмены не ограничены в выборе транспорта. Только стоит учитывать все минусы и плюсы.

(1)Самолетом везти быстро, но зато цены на авиаперевозки кусаются.

(2)Послать товар водным путем можно, но опять-таки проще для тех, кто ждет груз, например, во Владивостоке (а еще ждать этого груза можно месяц).

(3)Железнодорожные перевозки – оптимальное соотношение цена-срок (однако поезда ходят не везде).

(4)Автомобильные перевозки.

Нужно учесть, что основные российские потребители китайских грузов находятся в европейской части страны. В Китае же большая часть товаров производится на востоке и юго-востоке. Возникает вопрос эффективной сухопутной доставки грузов по основным путям. А путей по сути три.

1. Непосредственно из Китая в Россию (сначала на север Китая, потом – по Транссибу в Центральную Россию).

Притом перевозка одного контейнера через Забайкалье или Дальний Восток в Европейскую часть России колеблется в районе $5–9 тыс. (автотранспортом – порядка $13 тыс. и больше). Что касается сроков, то перевозка по железной дороге займет порядка 8-10 суток.

2. Через Казахстан.

Правда этот маршрут ничем не выгоднее, а порой и просто опаснее. Практически все перевозки через Казахстан контролируются криминалом. К тому же автодороги в этой стране оставляют желать лучшего. Ну и задержки на китайско-казахской границе потрепят вам нервы.

Что касается железных дорог, то и тут ситуация не лучше. Транспортные системы Китая и Казахстана развиты слабо (например, низкая скорость движения поездов, нередко отмечаемая на Западе Китая и пр.). По срокам железнодорожный транзит через Казахстан будет не короче, чем перевозка груза напрямую из России. Срок в 10 дней считается, а цена колеблется около $10 тыс. за один контейнер.

3. Через Монголию.

На мой взгляд, самый гиблый вариант. Однопутная железная дорога в Китай транзитом через Монголию построена еще в советский период. Ее пропускная способность и неразвитая инфраструктура не позволяет называть данный маршрут коммерчески значимым.

Что касается выбора самой транспортной компании, я бы посоветовал обратить внимание на:

  • Лицензию.
  • Наличие собственного транспорта.
  • Диспетчерскую службу (четко, круглосуточно).
  • Страхование груза.
  • Договор с клиентом.
  • Наличие отзывов или гарантий.

При этом не стоит сразу соблазняться низкой ценой. По сути же товар при доставке может пройти через сотни рук, несколько транспортных компаний. Как правило, китайцы не пускают российские компании далеко на восток. То есть часть ответственности за транспортировку товара лежит на китайцах.

Потому точно узнайте, на ком, какая ответственность за доставку лежит, и кто, сколько за нее заплатит. При этом при транспортировке товаров вы столкнетесь с сокращениями (FOB, EXW, CIF и т. д.) Они характеризуют обязательства поставщика при доставке. Для тех, кто не в курсе, расшифрую основные.

EXW

Самовывоз (франко-завод).

Условия поставки, при которой ответственность продавца заканчивается сразу после того, как товар появился на его складе. В цену товара не включены никакие расходы на вывоз товара и доставку. То есть вся ответственность и расходы по самовывозу будут лежать на вас.

FOB [+ название местного порта]

Франко-борт.

Условие поставки, означающее, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в названном порту.

CIF [+ название порта, пункта назначения в другой стране]

Стоимость, страхование, фрахт (сиф).

Согласно данному условию, продавец платит за отправку вам товара до определенного оговоренного места. CIF обычно применяется при доставке грузов не в контейнерах.

CIP [+ название порта, пункта назначения в другой стране]

"Доставка и страховка оплачены до…"

Условие внешнеторгового контракта, в соответствии с которым продавец обязан подготовить товар к экспорту и оплатить стоимость перевозки груза до указанного покупателем места поставки, и обязан застраховать товар на время его перевозки. Чаще используется для перевозки груза вконтейнерах.

DDU [+местоположение]

"Доставлено, пошлина не оплачена"

В стоимость товара включена доставка до определенного места, но не включены дополнительные таможенные пошлины и пошлины на импорт.

В зависимости от того, как вы договоритесь с китайцами, вы будете оплачивать доставку. Более о принятых в международной торговле правилах поставки вы можете узнать на сайте http://www.tamognia.ru/incoterms/.

Для отгрузки и транспортировки еще важно знать объем упакованного товара, размеры тары, количество коробок, вес. Для чего? Для того чтобы ваша транспортная компания могла полностью просчитать стоимость перевозки. Не удивляйтесь, если китайцы предоставят вам некорректную информацию, и ваш товар не влезет в один контейнер. Представьте, насколько может возрасти плата за перевозку, если поставщик (особенно китайская фабрика) ошиблись на пару миллиметров с размерами тары. Или же вообще дали вам сведенья сколько, что будет весить навскидку. Чтобы избежать таких ошибок нужно либо самому присутствовать на приемке упакованного товара, либо обзавестись уполномоченным представителем.

Растаможка

Даже если вы выберете отличных транспортников, товар появится на вашем складе (а ещё лучше – сразу у покупателя) только после оформления таможенных документов. Здесь тоже возможны действия: растаможить может транспортная компания, таможенные брокеры или вы сами. Нужно подобрать оптимальный вариант: будет очень обидно, если ваш клиент ждёт товар, товар ждёт вас на таможне, а вы не знаете, как его получить.

Итак, предположим, вы решили сэкономить на растаможке, и ринулись в бой с нашей таможней в одиночку. Скажу вам честно, это сложно, особенно, если речь не идет об одной посылочке по почте, а о нескольких контейнерах. Мало того, что вам придется потратить на растаможку уйму времени и нервов, вам придется предпринять ряд действий.

Например, зарегистрировать свою фирму как участника ВЭД, заключить международный контракт с китайцами, зарегистрировать паспорт сделки, зафрахтовать перевозчика. Только прежде чем заниматься этим самостоятельно, стоит ответить на пару вопросов:

1. Знаете ли вы тонкости таможенного дела, или вы просто прочитали пару документов и форум по таможенному налогообложению и ВЭД.

2. Есть ли у вас человек, хорошо знающий таможенное дело.

3. Уверены ли вы, что точно сможете правильно заполнить все документы.

4. Готовы ли вы, как участник ВЭД, нести всю полноту ответственности, в том числе и уголовной.

5. Если вы сами не профи в этом деле, готовы ли вы тратить время и деньги на взращивание спеца по растаможке.

6. Не дешевле ли заплатить транспортникам или таможенному брокеру, и заниматься своими делами.

Точно скажу, если ваш товарооборот с китайцами составляет в месяц хотя бы пару контейнеров, тогда вам прямая дорога к посредникам. Иногда проще выложить сразу пару сотен баксов за качественные услуги, чем потом расхлебывать последствия самодеятельности.

Ну а если вы все же настаиваете, то попытка не пытка. В любом случае потом можно подсчитать, сколько денег на штрафы, «подарки», собственное здоровье вы угрохали, прежде чем что-то растаможить.

Сразу скажу, что для растаможки я рекомендую обращаться к специалистам в любом случае. Опять же, основное внимание обращается на надежность транспортной компании или таможенного брокера (как и при поиске производителей).





назад вперед




Оглавление

Вместо предисловия — вопросы
  1. Вы еще не работаете с Китаем — тогда «мы идем к вам»
  2. Предпосылки для самостоятельной работы с китайскими поставщиками
  3. Первые шаги в китайском бизнесе
  4. Консалтинг в Китае
  5. Категории китайских поставщиков
  6. Работать с китайским заводом или экспортной компанией
  7. Компании B2B в Китае, как способ поиска партнеров
  8. Проблема доверия со стороны китайцев
  9. Преимущества от поездки в Китай
  10. Выставки в Китае
  11. Китайские коммуникации
  12. Цены на китайские товары и торг
  13. Китайская логистика
  14. Пошлины на импорт китайских товаров
  15. Продажа китайского товара
  16. Способы уменьшить риск
Заключение










руководство




статьи